Современный календарь называется григорианским (новый стиль), — он был введен папой Григорием XIII, и заменил собой прежний юлианский календарь (старый стиль), предложенный когда-то александрийским астрономом Созигеном по поручению Юлия Цезаря. Цезарь соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец), поэтому календарь и получил название в его честь. А в самом календаре нашлось место и выдающемуся инициатору: римский месяц квинтилий был переименован в июль . В большинстве католических стран юлианский календарь прослужил верой и правдой вплоть до октября 1582 года, когда в свои права вступил григорианский календарь, и после четверга 4 октября наступила пятница 15 октября. В России даты по новому стилю вошли в употребление лишь в начале 1918 года. Специальный декрет Совета Народных Комиссаров утвердил «введение в Российской республике западноевропейского календаря». За 31 января 1918 года последовало… 14 февраля 1918 года. Столь длительная рассинхронизация календарей между Россией и Европой была связана с позицией Русской православной церкви. Испытывая на протяжении веков сильнейшее давление со стороны светского общества, она не соглашалась на реформу. Собственно, и на этот раз отказалась. Просто в данном случае юное советское государство уже отделилось от религии и особенно не настаивало. Да и разрешения тоже не спрашивало. Странное упорство православной церкви удерживаться в рамках юлианского календаря было далеко не простой формальностью. Или глупой принципиальностью. Во-первых, это была дань уважения: во времена Христа уже существовал юлианский год, — зачем же изобретать новшества? А во-вторых ( и в-главных!) исчисление по григорианскому календарю рано или поздно привело бы к нарушению дат в последовательности событий, описанных в Библии. Главным камнем преткновения тут становилась Пасха. Когда-то, отцы I-го Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. Святые отцы Собора заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной иудейской Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Это правило было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы главный христианский праздник был передвижным. В VI веке Римская церковь приняла александрийскую пасхалию. Это также было принципиально важным событием. Все христиане стали праздновать Пасху в один день. Продолжалось это как раз до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено реформой календаря, которую предпринял папа Григорий XIII. Кроме того, эта реформа уже не раз привела католическую церковь к серьезным каноническим нарушениям Апостольских правил. С 1582 года католики более 10 раз праздновали Пасху раньше иудейской или в один день с наступлением дня иудейского праздника. А Православная церковь с 1918 года продолжила жить и определять даты своих событий и праздников по юлианскому календарю. Благодаря чему Рождество мы отмечаем на 7 дней позже, чем светский праздник Новый год. Что не слишком удобно… Зато, благодаря этому казусу, мы заодно получили и неожиданный бонус — потрясающую традицию праздновать ещё один Новый год, спустя 13 дней, по старому стилю. Старый Новый год! 🎄